Модели коммерциализации результатов научно-технической деятельности

Технологический уровень разработок, создаваемых в различных странах, характеризует патентная статистика, которая позволяет сделать вывод и о наличии прав на объекты интеллектуальной собственности, что является одним из важнейших факторов для их успешной коммерциализации.
Для оценки уровня результативности научно-­технологической деятельности был проанализирован такой международный показатель в области ОИС, как количество триадных патентных семей?– наборов патентов, зарегистрированных на одно и то же изобретение одновременно в трех главных патентных ведомствах мира: EPO?– European Patent Office, JPO?– Japan Patent Office и USPTO?– United States Patent and Trademark Office. Поскольку в связи с высокой стоимостью данной процедуре подвергаются только наиболее перспективные и экономически ценные изобретения, то по общему количеству триадных патентных семей можно судить об уровне технологической активности той или иной страны в международном контексте.
Безусловными лидерами по количеству триадных патентных семей являются Япония и США, далее со значительным отрывом следует Германия, затем?– Корея, Франция, Китай, Великобритания, Швейцария, Нидерланды, Италия, Швеция (рис. 2). Число таких семей, зарегистрированных в двух и более патентных офисах, в расчете на 1 млрд долл. ВВП, является одним из индикаторов при определении итогового значения Глобального инновационного индекса.
Выделим ключевые характеристики моделей коммерциализации ведущих зарубежных стран, достигших наибольших успехов в инновационной деятельности: Японии, США и Германии.

?????????? ?????? строится по принципу заимствования перспективных инновационных решений, их дальнейшего технологического усовершенствования и последующей коммерциализации. Она отличается высоким уровнем совокупных расходов на научные разработки, при этом более 75% затрат берет на себя промышленность. Несмотря на небольшую долю бюджетных ассигнований в науку, роль государства в ее развитии очень значительна. Государственный и частный секторы вовлекаются в финансирование научно-исследовательского процесса как равноправные партнеры. Государство зачастую выделяет средства на начало разработок, когда они наиболее рискованные, после чего к инвестированию подключается бизнес. В Японии функционирует Национальный институт исследования прогресса (государственно-общественно-­частная организация, объединяющая представителей правительства, научных учреждений, профсоюзов, предпринимателей) [1]. Японская модель коммерциализации отличается высокой скоростью инновационного цикла, незамедлительным вовлечением научно-технических разработок в производство, гибкостью реагирования на изменение внешних условий, сильной интеграцией науки и промышленности. Успех во многом обусловлен присущими стране культурными традициями, высоким уровнем развития корпоративной культуры, хорошо развитой системой подготовки квалифицированных кадров, ориентацией на быстрое формирование новых компетенций.

???????? ???????????????? ??? отличается осуществлением широких фундаментальных исследований и крупных проектов национального масштаба, координацией которых занимается государство. Оно инвестирует в научные изыскания порядка 30% средств, что является достаточно высоким показателем (в Японии?– около 17%). Активно развивается государственно-частное партнерство: заключаются контракты между государством и бизнесом на основе социально-экономических программ. В своей деятельности на результаты проведения масштабных НИОКР опираются как крупные корпорации, так и малые инновационные предприятия. Последним государство оказывает значительную поддержку, поскольку именно они в силу своей специфики играют большую роль в выведении инноваций на рынок. К тому же в США сформирована разветвленная инновационная инфраструктура, хорошо развито рисковое финансирование?– венчурные фонды, сети бизнес-ангелов. Большую известность получили Программа SBIR (The Small Business Innovative Research Program) и Программа STTR (The Small Business Technology Transfer Program) [2].

???????? ???????????????? ???????? так же, как и в Японии, строится по принципу отбора и поддержки приоритетных технологических проектов и заимствования зарубежных технологий, доведением их до совершенства и последующим распространением. Значительную роль в рамках немецкой модели играют инновационные проекты и программы, реализуемые посредством государственно-частного партнерства, а также крупные высокотехнологичные компании. Промышленное освоение научно-технических результатов часто происходит на региональном, земельном уровне, местные органы власти вносят значительный вклад в формирование субъектов инновационной инфраструктуры, развитие малого бизнеса и кластеров, осуществляя эту деятельность как одно из важнейших направлений решения региональных проблем.
Важную роль в коммерциализации результатов научно-технической деятельности играет кластерная политика. Федеральное Министерство экономики и технологий ФРГ проводит в интересах промышленности штандортную политику, которая направлена на формирование благоприятных рамочных условий для развития конкретного хозяйственно-политического территориального пространства, а также на поддержку конкретных проектов, в том числе в высокотехнологических и инновационных сферах. На основе кластеров создаются сети и центры компетенций с целью получения дополнительных конкурентных преимуществ, формируются технологические цепочки создания конечного продукта с глобальными конкурентными преимуществами и высокой добавленной стоимостью [3]. Региональные кластеры трансформируются в инновационные центры национального, европейского и мирового значения на основе кластеров кооперационных объединений основных партнеров.
В основу промышленной политики Германии положена поддержка реализации новых технологий, проведение разработок и реализация полученных результатов. С этой целью подготовлена Белая книга по проблемам развития научных исследований и инноваций в Германии «Стратегия в области высоких технологий». Таким образом, кластерная политика ориентирована на формирование профессиональных компетенций, что позволяет на основе эффективного управления технологической цепочкой обеспечить создание конечного продукта, успешно выходить на рынок, а также создавать на нем новые ниши.
Сравнительная характеристика некоторых показателей моделей коммерциализации ведущих зарубежных стран отражена в таблице.
Наиболее выделяющейся моделью коммерциализации научной продукции, по мнению ряда исследователей, является японская модель, базирующаяся на значительной роли государства как центрального координирующего органа в сочетании с процессами децентрализации. По оценкам специалистов, Япония является лидером по промышленному использованию как собственных, так и иностранных результатов научно-технической деятельности. Об этом свидетельствует позиция страны в Глобальном инновационном индексе?– в течение многих лет она занимает в нем 20 первых мест.
В последние годы наша страна значительно активизировала свою деятельность по разработке и реализации на практике новых моделей формирования инновационной экономики для повышения конкурентоспособности конкретных хозяйствующих субъектов, видов деятельности и регионов. С этой целью в 2014?г. была принята Концепция формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь?– программный документ, подготовленный для оценки имеющегося в республике научно-­технического потенциала, а также определения перспектив и организационно-экономического механизма стимулирования кластерных структур.
Инновационно-промышленные кластеры, созданные на основе объединения усилий научных организаций, университетов, промышленных предприятий, государственных органов управления, субъектов инновационной инфраструктуры ориентированы на активизацию инноваций, трансфер технологий, коммерциализацию новых знаний, инвестирование в новые технологии, повышение квалификации специалистов, возможность формирования технологических платформ [3].
Важным направлением в деятельности НАН Беларуси стала актуализация коммерциализации научных результатов. В контексте данного процесса многие академические учреждения начали формировать кластеры с участием фирм, с которыми они традиционно сотрудничают (о необходимости такого взаимодействия научных организаций с промышленным сектором было указано в проекте второго Обзора инновационного развития Республики Беларусь, 2016). В настоящее время в академии наук создается около 70 научных кластеров по различным направлениям: лазерная и квантовая физика; математическое моделирование производственных процессов; информационные технологии для электронного государства и искусственного интеллекта; моделирование систем человеческого организма, животных и растений [5].
Таким образом, для нашей страны очень важно исследовать системы и модели инновационного развития, выявлять преимущества и оценивать возможности их адаптации в отечественной практике.

????? ?????? ?????????
?????????????? ??????? ? ????????
Очевидно, что инновационная деятельность, которая образует «мост» и выступает связующим звеном между наукой, новыми технологиями и экономикой, создает условия успеха в сложной конкурентной борьбе, поэтому ведущие страны мира ориентированы на наиболее эффективные новые модели коммерциализации результатов научно-технических разработок. Среди них следует выделить такой эффективный инструмент, как слияние и поглощение (M&A), в процессе которого компания увеличивается в размере, повышается ее конкуренто­способность и устойчивость, появляются новые пути выхода на рынки. При этом происходит реинжиниринг традиционных бизнес-­процессов, переход к новым моделям развития, что дает возможность достичь нового уровня эффективности, создавать добавленную стоимость за счет использования патентов, брэндов, знаний, новых конкурентных преимущества. Иностранные фирмы через слияние и поглощение часто реализуют планы международной экспансии, стремятся захватить национальные предприятия, выпускающие высокотехнологичную и высокодоходную продукцию [6].
Широко используется в странах ЕС еще одна форма коммерциализации результатов научно-технических разработок?– инновационные ваучеры. Выпускаемые специальным органом регионального или национального уровня, они дают возможность финансировать работы для развития инновационной деятельности малых и средних предприятий на основе поданных ими заявок, которые выполняются организациями высокого научного, технологического и экономического уровня. Преимуществами инновационных ваучеров являются: активизация деятельности субъектов малого бизнеса; простота оформления заявок; быстрое их рассмотрение; создание новых видов инновационной деятельности; ускорение и расширение уже имеющихся; поддержка и развитие организаций инновационной инфраструктуры и повышение интеллектуальной привлекательности регионов на основе инновационного и венчурного предпринимательства.
В нашей стране инновационные ваучеры предоставляются Белорусским инновационным фондом и Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей. Конкурсный отбор на их получение проводится комиссией, создаваемой ГКНТ с участием представителей Министерства экономики, других государственных органов и иных организаций. Инновационный ваучер оформляется в виде сертификата с указанием данных об обладателе, наименования проекта и размера государственной финансовой поддержки. Есть и недостатки в организации данной системы в Республике Беларусь: конкурс проводится один раз в год, в то время как новые идеи должны «подпитывать» инновационный процесс постоянно; необходимо выделять больше средств на эти цели, расширить круг субъектов, которые на качественном уровне смогут реализовать отобранные проекты, и т.?д. Но в целом очень важно, что такая эффективная система точечной поддержки инновационного бизнеса создается в Беларуси. Инновационные ваучеры являются гибким инструментом, активизирующим коммерциализацию разработок не только малых и средних предприятий, но и научных и технологических центров, консалтинговых организаций, элементов инновационной инфраструктуры, конкретных регионов, а также страны в целом [7].
Хорошие перспективы для внедрения научно-­технических результатов предоставляет и краудфандинг, новые направления которого позволяют реализовать не только социальные проекты и программы в области искусства, культуры, но и инновационные, высокотехнологичные. Новая форма краудфандинга?– debt crowdfunding?– дает возможность собирать деньги в обмен на долю в будущем предприятии (или на обещание возврата инвестиций).
Краудсорсинг ориентирован на сбор ресурсов для инновационных целей и основывается на высоких компетенциях привлекаемых специалистов в области инфокоммуникационных технологий. С помощью этого инструмента компании решают две задачи: во первых, используют потребителей для определения новых конкурентных преимуществ, которые они хотели бы видеть в покупаемой ими продукции, то есть с их помощью практически проводят маркетинговые исследования; во вторых, предлагают своим пользователям участвовать в процессе усовершенствования самого изделия (например, в создании нового дизайна и т.?д.).
Перспективным направлением развития коммерциализации является и создание условий для поддержки стартапов, для чего необходима целая система разнообразных мер. Идет активный поиск таких механизмов для высокотехнологичной и инновационной сферы. Так, в США разработан и вступил в силу в 2012?г. закон JOBS?– Jumpstart Our Business Startups, который дает возможность старт-компаниям собирать до 1 млн долл. на основе краудфандинга без оформления бумаг и процесса регистрации для продажи акций. Очевидно, что такое упрощение процедуры и возможность использования различных элементов краудэкономики придаст новый импульс процессам коммерциализации в условиях открытой экономики.
Разработка механизмов вовлечения результатов научно-технической деятельности в хозяйственный оборот является важнейшей задачей инновационной политики Республики Беларусь. Преодоление барьеров на пути инновационного развития возможно посредством использования новых форм и моделей коммерциализации, финансирования и стимулирования научных разработок. Среди элементов зарубежного опыта, для которых имеются возможности адаптации в наших условиях, можно выделить следующие: переход к модели открытых инноваций посредством активизации рынка объектов интеллектуальной собственности; создание институциональных условий и механизмов для венчурной деятельности; расширение форм государственно-частного парт­нерства в сфере коммерциализации результатов научно-технической деятельности; финансовая поддержка инновационных проектов государством на начальных фазах; разработка комплекса мероприятий по усилению интеграции науки и промышленности; стимулирование малого инновационного предпринимательства; передача прав собственности на созданные с использованием бюджетных средств ОИС исследовательским организациям; формирование инновационно-промышленных кластеров; широкое применение инновационных ваучеров; развитие стартап-движения; вовлечение в инновационный процесс краудфандинга и краудсорсинга. В долгосрочной перспективе следует повысить уровень совокупных расходов на научно-исследовательские разработки со стороны как промышленного, так и государственного сектора.

Статья поступила в редакцию 13.10.2016?г.

SUMMARY
Article considers the most important stage of innovative activity – commercialization of scientific and technical activities results. The main barriers on the way of innovative development in Belarus are revealed. Commercialization models and their evolution, models of financing of innovative activities are analysed. The leading foreign countries in the sphere of commercialization of scientific and technical activities results are determined, characteristic features of foreign commercialization models are revealed. New forms and models of commercialization of scientific and technical development results are allocated: merge and acquisition, innovative vouchers, crowd funding, crowdsourcing, support of startups. Elements of foreign experience which should be adapted in the conditions of Belarus are proved, this will allow to make active available scientific and technical and intellectual potential.

ЛИТЕРАТУРА
1. Теория и практика экономики и управления инновациями: учебно-методическое пособие / Л.?Н.?Нехорошева [и др.]; под ред. Л.?Н.?Нехорошевой.?– Мн., 2013.
2. Нехорошева?Л.?Н.?Государственно-частное партнерство как инструмент развития инновационной и венчурной деятельности / Л.?Н.?Нехорошева // Проблемы управления.? 2011, №?2. С. 53–63.
3. Нехорошева?Л.?Н.?Концептуальные подходы, методы и инструменты кластерной политики в Республике Беларусь и Польше / Л.?Н.?Нехорошева, Э.?Хостилович // Белорусский экономический журнал. 2015, №?4. С. 4–22.
4. The Global Innovative Index 2016: Winning with Global Innovation / Soumitra Dutta, Bruno Lanvin, Sacha Wunsch-Vincent.
5. Гусаков?В.?Г. О научных кластерах в Национальной академии наук Беларуси / В.?Г.?Гусаков // Наука и инновации. 2016, №?1. С. 5–6.
6. Нехорошева?Л.?Н.?Слияние и поглощение как инструмент повышения эффективности и инновационного развития / Теория и практика экономики и управления инновациями: учебно-методическое пособие / Л.?Н.?Нехорошева [и др.]; под ред. Л.?Н.?Нехорошевой.?– М., 2013.
7. Нехорошева?Л.?Н.?Инновационные ваучеры как новая модель развития малых предприятий и инновационной инфраструктуры в странах Европейского Союза и Республике Беларусь / Л.?Н.?Нехорошева / Проблемы современной экономики: глобальный, национальный и региональный контекст: сб. науч. ст. в 2-х ч.?– Гродно, 2015.?– Ч. 1. С. 58–65.