Риски в жилищном строительстве в условиях государственно-частного партнерства

Создание условий для удовлетворения потребностей граждан в доступном и комфортном жилье согласно их индивидуальным запросам и финансовым возможностям является основной задачей в области жилищного строительства в Беларуси. В период 2016–2020?гг. оно будет осуществляться в соответствии с общей концепцией развития экономики страны, предусматривающей сокращение доли бюджетного финансирования в этой сфере и расширение использования внебюджетных источников, в том числе с привлечением ресурсов бизнеса посредством государственно-­частного партнерства.
Эффективное применение этого механизма в жилищном строительстве зависит от ряда факторов и условий, в том числе формирования необходимой институциональной среды и скрупулезной научной разработки данной проблематики. В последней особую актуальность приобретает оценка возможных рисков проектов ГЧП для повышения успешности их реализации. Следует отметить, что риск – один из неизбежных, но достаточно важных элементов любой деятельности, и оценить его – значит предвидеть и снизить до минимума возможные отрицательные последствия.

Преимущества и недостатки ГЧП
При реализации проектов на основе ГЧП риски распределяются между представителями бизнеса и государства. Последнему это выгодно по причине того, что такой вид партнерства позволяет привлечь частные инвестиции и уменьшить объем необходимых на строительство бюджетных средств. К тому же появляется возможность выбирать бизнес-партнера, планировать и контролировать результаты его деятельности, получать дополнительные налоговые поступления, увеличивать объем валового внутреннего продукта.
Частный инвестор тоже по­лу­чает преимущества при ис­поль­зовании механизмов ГЧП. Среди них возможность реализации долгосрочных проектов со стабильным рынком и гарантиями государства по обеспечению рентабельности; минимизация давления государства на бизнес инвестора; повышение имиджа компании.
Но ГЧП также связано с определенными рисками для обоих партнеров, способными негативно сказаться на результатах проекта. Для государства это может быть асимметрия информации, поскольку частный бизнес обладает лучшим знанием рынка и выгодных возможностей инвестирования. К тому же нет гарантии того, что частный инвестор будет действовать согласно договору, особенно в случае, если государство отдаст ему в распоряжение значительную часть управления парт­нерством. Если проект потерпит неудачу, государственный сектор не сможет передать все финансовые последствия частнику и будет вынужден перенести бремя затрат на налогоплательщиков.
Что касается рисков со стороны частных компаний, то они не застрахованы от неожиданных технических проблем в ходе реализации проекта, например связанных с превышением прогнозируемых затрат, опозданием к сроку сдачи объекта, прекращением сервисного обслуживания. Существует риск неисполнения условий договора со стороны отдельных представителей госорганов, а также связанный с изменениями в налоговом законодательстве, инфляцией и колебаниями курса обмена валют. В ГЧП всегда присутствует риск форс-­мажорных ситуаций, он может быть связан со стихийными бедствиями, социальными беспорядками и войнами.

Распределение рисков между партнерами
Участниками процесса строительства жилого дома являются государство, девелопер, посредники (банки, страховые компании) и население. Ранжирование рисков между ними в рамках реализации проектов ГЧП представлено в табл. 1.
Деятельность девелопера направлена на повышение эффективности инвестиций на основе мероприятий структурно-функционального, финансово-экономического, конструктивно-­технологического, кадрового характера, что в результате приводит к оптимизации стоимости объекта недвижимости или возможности его производительного использования вследствие проведенных физических изменений. Наибольший ущерб застройщикам наносят макроэкономические риски (инфляция, безработица, средний доход на душу населения, стабильность национальной валюты, состояние государственного бюджета и платежного баланса, ставка рефинансирования, уровень налогообложения различных видов доходов и др.). Есть также риски, связанные с правоохранительной системой, прежде всего судебной, а также риск расторжения договора ГЧП в одностороннем порядке.
Страховые компании принимают на себя риски участников, значительная часть которых приходится на девелопера и население (рисунок).
Как правило, в проектах, реализуемых посредством ГЧП, нет четкого распределения рисков в цифрах, хотя термин «распределение рисков» на практике используется часто. Риски, как правило, передаются в полном объеме всем сторонам – государству, инвесторам, инвестору с последующим перераспределением третьим лицам: подрядчикам и субподрядчикам; страховым и гарантирующим компаниям. В случае уступки риски могут быть переданы конечным пользователям услуг через инвестора, имеющего право взимать более высокую плату по проекту.
Договор на ГЧП может предусматривать по умолчанию предоставление услуг в соответствии с требованиями, а также контроль (за счет перераспределения средств или иным образом) над всеми рисками со стороны девелопера.
Оптимальный вариант – переадресовать риски тем, кто в состоянии их контролировать по самой низкой цене, а также тем, кто наиболее компетентен в области управления. Поэтому ответственность за решение вопросов, которые заказчик (девелопер)/население не в состоянии контролировать экономически эффективно или в которых им не может быть предоставлена свобода, целесообразно переложить на органы государственной власти. Тем не менее финансирование проекта ГЧП из государственного бюджета сопряжено с чрезмерными рисками, поэтому если государство берет их на себя, должно осуществляться симметричное распределение рисков и выгод.
Передача рисков имеет огромное значение для властных структур, поскольку они заинтересованы в строительстве качественного жилья по приемлемым ценам. Но из-за данного обстоятельства органам государственной власти не могут быть предложены лучшие TVM (временная ценность денег), потому что при передаче рисков девелоперам они с целью управления рисками потребуют определенную компенсацию.
Одной из ключевых задач для участников ГЧП является идентификация, классификация и распределение риска между ними, что отражено в матрице рисков в жилищном строительстве при ГЧП (табл. 2).
Для участников договора ГЧП одним из основных рисков является увеличение расходов на строительство, которое может быть связано с ростом цен на строительные материалы, ошибками на стадии проектирования, некачественным предоставлением услуг со стороны субподрядчиков, отказом от условий строительства и т.?д.
За девелопером остаются также риски, связанные с финансовыми отклонениями от бюджета. Они могут быть связаны со следующими обстоятельствами:
отсутствие средств для завершения проекта вынудит инвестора финансировать проект в рамках условий, которые не были указаны в договоре, чтобы избежать потерь от своих вложений. Следствием этого может быть увеличение стоимости заимствований и других изменений в условиях кредитования;
даже при доступности дополнительного финансирования увеличение расходов на обслуживание долга без соответствующего роста доходов, которые неизбежно будут снижаться, может привести к выходу из проекта инвесторов;
любое повышение стоимости в рамках коэффициента покрытия обслуживания долга снижает показатели по проекту и делает кредит более рискованным.
Таким образом, в матрице рисков отражаются прежде всего последствия тех событий, которые приводят к реализации риска. Поэтому внимание участников ГЧП должно быть сосредоточено на подробных оценках конкретных рисков, а не на гарантиях эффективности проекта со стороны государственного органа или инвес­торов. Процесс оценки риска, следовательно, должен быть реализован девелоперами на стадии тендера и переговоров. Необходимо также, чтобы государственный орган до размещения проекта ГЧП в тендере проводил оценку предложений в ходе переговоров с участниками, чтобы сбалансировать участие сторон в проекте или при рассмотрении TVM по проекту.
Есть пять подходов к управлению рисками:
предотвращение – изменение параметров проекта и даже отмена его, что нежелательно;
трансфер – передача рисков другой стороне проекта ГЧП, которая найдет лучший способ контролировать риск при минимальных затратах;
сворачивание – страхование, получение гарантий от участников проекта;
принятие – обеспечение приемлемого уровня компенсации за риск;
резервирование – бронирование средств с целью обслуживания долга.
Процесс управления рисками на стадии разработки проекта может быть разделен на следующие итерации:
выявление и полное описание проектных рисков;
анализ их возможных последствий и оценка в денежном выражении, если это возможно;
мониторинг вероятности риска;
разработка стратегий по управлению рисками (защитных механизмов).
Риски в рамках реализации проектов ГЧП можно распределить на несколько категорий: общие политические и экономические; операционные; обусловленные географическим положением проекта; сопряженные со строительством, с его завершением; связанные с прекращением действия договора ГЧП.
Когда риски передаются от государства к девелоперу, а затем к подрядчикам и субподрядчикам, важно убедиться, что есть определение и последствия этих рисков в договоре. Примеры возможных расхождений в пунктах договора:
разница между объемом работ по строительству и необходимыми условиями;
нарушение порядка ценообразования в проекте на основании соответствующего договора ГЧП и подряда;
дополнительные расходы, вызванные изменениями в законодательстве;
различные определения компенсационных случаев или конкретных мероприятий, когда проектная компания не выплачивает штраф за неспособность завершить проект или оказать услуги в полном объеме.
Договор ГЧП отличается от обычных договоров, так как одна сторона – государственный орган – может использовать свою власть и применить административные меры, чтобы предупредить возможный ущерб. Поэтому девелопер должен ориентироваться на полное выполнение условий договора ГЧП, чтобы не потерять поддержку со стороны государства. В конфликтных ситуациях, вероятно, лучше будет найти компромиссное решение, основанное на модификации или расторжении договора.
Матрица рисков раскрывает возможные их варианты для всех участников процесса строительства жилого дома в рамках ГЧП, что позволяет управлять этими рисками заранее и закрепить уровни ответственности за определенными субъектами.
Обеспечение соблюдения условий многостороннего договора с участием государственного органа, инвесторов и субподрядчика является гарантией завершения строительства объекта в согласованные сроки.
Статья поступила в редакцию 05.07.2016?г.

Литература
Экспертиза и инспектирование инвестиционного процесса: Учебник в 2 частях / Под общ. ред. П. Г.?Грабового, А. И.?Солунского.?– М., 2006.
Полховская?Т. Ю.?Роль институциональных участников в формировании системы финансирования жилой недвижимости // Рыночная экономика и финансово-кредитные отношения: ученые записки. Вып. 10.?– Ростов н/Д, 2008. С. 123–135.
Кияницкий?С. Н.?Об особенностях формирования финансового механизма инвестиционно-строительной сферы // Рыночная экономика и финансово-кредитные отношения: ученые записки. Вып. 10.?– Ростов н/Д, 2008. С. 182–188.
Коровин Е.?Кредитный риск проектов частно-государственного партнерства и механизмы поддержки // http://regionaiistika.ucoz.ru/
Квасов?И. Н.?Оценка рисков инвестиционных проектов частно-государственного партнерства в регионе // Экономический анализ: теория и практика. 2009, №?20, С. 26.
Делмон Д.?Государственно-частное партнерство в инфраструктуре. Практическое руководство для органов государственной власти // http://siteresources.worldbank.org/
INTRUSSIANFEDERATION Resources/305499–1291044797591/
public_private_partner.pdf).

Summary
The author is exploring an actual problem of development of public private partnership in housing. He notes that the action of this mechanism is connected with some risks, in this connection, a risk assessment for participants of public private partnership gets special relevance. The approach in the framework of project financing to the definition of risk is that the attention should be focused on detailed assessments of specific risks rather than on guarantees from the government or an investor. It is important to note that when drafting the public private partnership project adjusted risk-sharing scheme. The author presented a matrix of risks where are revealed their features for each participant in the process in order to prevent risks, to determine levels of responsibility and minimize their impact during the implementation process.